Элевзис
Логическая карточная игра "элевзис" придумана в 1959 году Робертом Абботом. Элевзис достаточно популярен в США, постепенно обретает поклонников и в Европе.
В карточную игру "элевзис" играют колодой из 52 карт, если участников игры много и карт не хватает, то добавляют еще одну колоду. Для начала определяют количество карт, нужных для игры, в зависимости от числа играющих.
Правила игры "элевзис"
Правило здесь таково, что одна карта полагается сдающему, остальные же поровну делятся между участниками. Таким образом:
- для 4 игроков - 52 карты (одна - сдающему и по 17 - трем остальным);
- для 5 игроков - 51 карта (без двойки треф); одна - сдающему и по 10 каждому из игроков;
- для 6 игроков - 49 (без пиковой, трефовой и бубновой двоек), из них одна - сдающему и по 8 всем другим;
- для 7 игроков - 99 карт (две колоды без трефовых, бубновых и одной червовой двойки);
- для 8 игроков - 97 карт (две колоды без двоек, кроме одной пиковой).
Цель игры "элевзис" для сдающего и остальных участников неодинакова:
- участники пытаются избавиться от всех своих карт с рук и со стола;
- сдающий стремится разработать такие правила сброса карт, которые позволят одному игроку победить с большим преимуществом.
Сдающий, перетасовав карты, раздает их всем участникам, оставив себе одну, так называемую стартовую. Далее сдающий записывает на бумаге (для последующей проверки) неизвестные остальным правила сноса и выкладывает свою карту на стол. Правила сноса устанавливаются сдающим произвольно, с незначительными ограничениями.
Вот примерные правила сноса, от самых легких к самым трудным:
- клади на черную карту красную и наоборот;
- на трефу всегда сноси бубну, на бубну - черву, на черву - пику, на пику - трефу;
- на четную карту всегда клади нечетную и наоборот;
- на карты от туза до семерки всегда клади карты от восьмерки до короля и наоборот;
- на четную карту всегда сноси красную, а на нечетную - черную;
сноси карту на одну, две или три ступени старше, считая по кругу (валет, дама, король, туз, двойка, тройка, четверка и т. д.);
- если предыдущий игрок сыграл правильно, клади красную карту, если неправильно - черную;
- раздели стоимость предыдущей карты на четыре: если остатка нет, сносит трефу, если в остатке единица - бубну, если два - черву, если три - пику.
Единственное ограничение: правило сноса карт не должно слишком суживать возможности игроков; каждый должен иметь не менее десяти возможностей правильно сбросить карты из целой колоды.
После выкладки на стол стартовой карты первый игрок (сидящий слева) кладет на нее любую свою карту, а сдающий объявляет, правильно или неправильно игрок снес карту, то есть в согласии или нет с тайными, ранее записанными правилами сноса.
Если снос сделан правильно, карта остается (все снесенные карты должны быть видны), если неправильно, карту снимают и кладут (открытую) перед собой. Это так называемая ошибочная карта. Затем сбрасывает свою карту следующий игрок и т. д.
Нельзя сбрасывать ошибочные карты, пока не избавитесь от всех карт, находящихся на руках.
Когда ни у кого из игроков не осталось карт в руках (хотя перед многими из них лежат ошибочные карты), производится подсчет набранных очков по следующему правилу:
наименьшее количество ошибочных карт умножается на число игроков (без сдающего) и полученный результат вычитается из общего количества ошибочных карт всех остальных участников игры.
Игра продолжается: теперь игроки пытаются избавиться от ошибочных карт, сбрасывая их по одной согласно правилам.
Заканчивается игра, если один из участников сумеет избавиться от всех своих карт (при этом он получает 6 очков премии плюс количество очков, равное числу ошибочных карт, оставшихся на столе у других игроков) или если сдающий объявит, что по правилам нельзя больше сбросить ни одной карты из оставшихся на столе.
В этом случае игрок с наименьшим количество оставшихся на столе карт получает количество очков, равное сумме числа карт на столе у других игроков, минус число своих ошибочных карт (но уже без премиальных шести очков).
Полный цикл элевзис кончается, когда каждый игрок по разу побывал сдающим.