Словарь карточных терминов

В этом карточном словаре терминов представлены в алфавитном порядке термины используемые в карточных играх, пасьянсах, гаданиях и фокусах на картах.

Карточные термины и определения зачастую существуют для конкретной карточной игры. Но многие слова применимы ко всем карточным играм.

История карточных терминов тесно связана с историей игральных карт и созданием той или иной игры.

Карточные термины

А
  • А - ас, т.е. туз, карточное обозначение туза. Первая по старшинству карта в масти.
  • Абцуг – в азартной игре каждая пара карт при метании направо и налево.
  • Алерт – действие одного из игроков, состоящее в привлечении внимания противников к искусственной заявке своего партнера. Алерт показывается постукиванием по столу после заявки партнера или выкладыванием специальной карточки на стол.
  • Апелляция – право, по которому игроки заставляют противников ходить с той карты, которую они показали, то есть с той, которая признана открытой или настольной. Это выражение употребляется в Висте и Винте.
  • Апкард - право, согласно которому игроки заставляют противников ходить с той карты, которую они показали, т.е. признанной открытой или настольной.
  • Аппеляр - (то же что и Апкард) право, согласно которому игроки заставляют противников ходить с той карты, которую они показали, т.е. признанной открытой или настольной.
  • Апперкот - термин из бриджа; ход старшим козырем с целью заставить противника выложить его самый старший козырь.
  • Афроншировать – в Ералаше отыграть.
словарь карточных терминов
Б
  • Баба – выражение, употребляемое при игре в Семерик. Баба означает одномастный терц от тройки: тройка, двойка, туз.
  • База (канаста) - необходимое в канасте количество натуральных карт.
  • Базовая карта - карта, на которую складывают все карты масти.
  • Банк – 1) Сумма денег, которой распоряжается банкомет (в нее входит его ставка и полученные с игроков выигрыши) и из которой выплачиваются выигрыши игрокам; 2) Открытая колода карт, когда игроки сносят поочередно карты при своем ходе.
  • Банкир - сдающий игрок, против которого делают ставки остальные игроки; в покере - хранитель фишек.
  • Банкомет – игрок, держащий банк в азартных играх.
  • Бескозырный расклад – расклад без козырей, другое название регулярный.
  • Бескозырная игра – игра без назначения козыря.
  • Бланка – одна карта какой-либо масти на руках.
  • Блейз (покер) - рука, полностью состоящая из фигур.
  • Блеф (покер) - ставка, сделанная на руке, которая, по мнению самого игрока, не является наилучшей.
  • Блокирующая заявка – заявка на высоком уровне с целью помешать противникам обмениваться информацией. Эти заявки делаются по принципу безопасности на уровне 3 и выше.
  • Блотка – то же самое, что и фоска.
  • Болван – несуществующий игрок в тех играх, в которых обусловлено число игроков, как, например, в Винте, Преферансе, Висте; иногда при некомплекте их карты сдаются болвану, которыми распоряжаются игроки по установленным правилам.
  • Болван (бридж) - 1) партнер разыгрывающего; 2) карты этого игрока.
  • Боливияканаста из джокеров в игре Комбо.
  • Большой шлем - выигрыш одной стороной тринадцати взяток.
  • Бук – количество обязательных взяток, сверх которых определяется уровень игры.
В
  • Ва-банк – выражение, употребляемое в азартных играх и означающее, что партнер идет на всю сумму, находящуюся в банке.
  • Валет - четвертая по старшинству карта в масти. На фигурных изображениях обозначается буквой В. Валет перекрывает все карты, кроме туза, короля и дамы.
  • Верная взятка – та, которая не может быть перебита другими игроками.
  • Взнос - 1) ставка, которую игроки делают перед раздачей или прикупом карт; 2) вклад в банк, который делается в начале игры и в равной мере принадлежит всем игрокам.
  • Взятка – несколько карт, выкладываемых игроками на стол. Старшая по своему значению (или козырь) берет эти карты и образует взятку.
  • Взятка верная - взятка, которая в любом случае не может быть перебита другими картами.
  • Взятка случайная - взятка, которая при назначении игры не принимается в расчет и полагается к отдаче, а между тем совершенно неожиданно может быть сделана.
  • Взятки сомнительные - такие, которые могут быть сделаны в зависимости от разделения карт и от ходов при розыгрыше.
  • Вист – 1) Старинная карточная игра; 2) – выражение, употребляемое во всех играх как объявляющее о желании играть. «Вистую» - значит «играю».
  • Вистующие – противники партнеров.
  • Воронка – группа карт, идущих подряд от двойки: 2, 3, 4 и т.д. Воронка не может заключать в себе менее 3 карт.
  • Восемь и восемнадцатьпикетный термин. Восемь одномастных карт, идущих подряд, считаются за 18 очков, а в общей сложности 8+18=26.
  • Восходящая линия - порядок карт: А, 2, 3, 4, ..., 10, В, Д, К, т.е. принцип, согласно которому туз считается картой младше двойки.
  • Вскрыша – карты той масти, которая вскрыта.
  • Вскрышка – вистовое выражение. Карта, открытая сдающим для определения козыря.
  • Вызов – если в висте от 10 поэнов имеется уже 8 леве и у одного из партнеров есть на руках 2 онера, то он может объявить об этом и вызвать выигрывающего, имеющего на руках зачастую такие же онеры, высказаться и показать свою игру.
  • Высшая масть – всякая последующая масть будет высшей по отношению к предыдущей; низшая масть – пики, затем идут трефы, бубны и старшая масть – червы.
  • Выбор места – из разложенной на столе колоды карт каждый игрок вытаскивает одну карту. Играющий, получивший наименьшую карту, выбирает место. При выборе 2 равных карт старшинство определяется по мастям.
  • Выход - 1) отказ от участия в розыгрыше данной сдачи или банка; 2) в канасте - избавление от последней карты путем сброса или показа комбинации.
  • Выход с бланка – пойти с карты, единственной масти.
  • Выходящий – винтовой и вистовой термин. Пятый игрок, не принимающий в одном из робберов участие.
  • В руке быть – иметь право первого хода.
Г
  • Гвоздь – обмен одной карты, который производится играющими против назначивших игру.
  • Гейм - (то же – концовка) – разновидность контракта, за который дается премия в зависимости от зональности (100 или более очков за взятки, выигранные в одной сдаче). В дубликатном Бридже вне зоны дается премия 300 очков, в зоне – 500 очков.
  • Голец – особый род Стуколки, в котором существует всего один прикуп, называющийся гольцом.
  • Гора – запись штрафов в Преферансе.
  • Гранд – вид розыгрыша в Скате.
  • Группа – 1) три и более карт одного ранга; 2) несколько карт одной масти, идущих последовательно; 3) в игре Семерик – три партии, которые должны быть сыграны игроками без перерыва.
  • Гуляш (бридж) - сдача перетасованных карт минимум по три для формирования нестандартных рук.
Д
  • Дама - третья по старшинству карта в масти. Дама перекрывает все карты в масти, за исключением туза и короля. На фигурных изображениях обозначается буквой Д.
  • Дамми – игрок, чьи карты после первого хода раскладываются на столе; распоряжается ими в процессе розыгрыша контракта разыгрывающий.
  • Два – обязательство взять 8 взяток в Висте.
  • Двойной простой или двойной козырной марьяж – король и дама, имеющие значение в Безике.
  • Двуцвет – расклад руки, в которой в двух мастях не менее 10 карт типа 5:5, 6:4.
  • Декларированная (объявленная) взятка – каждая взятка, которая должна быть выиграна линией разыгрывающего сверх шести.
  • Демаркаснос карты (либо маленький, либо большой – в зависимости от системы Виста), не поощряющий партнера на продолжение этой масти.
  • Деноминациямасть или без козыря, упомянутые в назначении.
  • Джокер – карта, не имеющая масти и значения. Используется в некоторых играх как свободная масть.
  • Длинная масть - наличие в руке более четырех карт одной масти.
  • Достоинство – фигуры старших карт и число значков младших.
  • Дублет – выигрывать партию, прежде чем противники отметят 5 поэнов от 10, 3 в Вист от 5,6 в Вист с двойными взятками.
  • Дублетон – масть, в которой у игрока две карты.
  • Дубликатный бридж – игра, в которой одними и теми же картами играют как минимум на двух столах, а результаты игры сопоставляются. Компенсационная система записи имитирует дубликатный Бридж.
Ж
З
  • Закрытие (шестьдесят шесть) - прекращение игры, когда игрок набирает не менее 66 очков.
  • За рукой быть – т.е. за ходящим или перед ходящим игроком.
  • Задержка (стоппер) – карта или комбинация карт, препятствующая противникам, сбору ими масти в бескозырной игре.
  • Замораживать - 1) вариант базовой игры, назначенный сдающим для розыгрыша данной сдачи; 2) система розыгрыша.
  • Запись – счет, ведущийся игроками во время игры.
  • Заручиться (заручка) – право ближайшего выхода (после взятия взятки).
  • Защитник – оппонент (предполагаемого) разыгрывающего.
  • Заявка – любое назначение в игре: различают значащие и незначащие заявки, натуральные и искусственные, конвенционные.
  • Значащая заявка – любое назначение масти и без козыря сверх шести обязательных взяток.
  • Зональность – условия или игровая характеристика раздачи, от которой зависит размер премий и штрафов в данной сдаче. В зональной ситуации штрафы и премии выше, чем вне зоны. Это обстоятельство делает торговлю более интересной тактически.
И
  • Игра – 1) выкладывание первой карты, с которой осуществляется ход; 2) совокупность игр картами; 3) совокупность заявок и розыгрыша сдачи.
  • Идти в гору – увеличивать ставку.
  • Иерархия – часть семейства карт, представляющая правильную последовательность в восходящей или нисходящей линиях.
  • Импас – прием в розыгрыше, когда игрок кладет не высшую карту масти, с которой зашли, а среднюю из имеющихся у него в надежде взять лишнюю взятку.
  • Инвит – вистовое выражение. Ход с маленькой карты своей сильной масти для того, чтобы пригласить партнеров положить самую старшую и, взяв взятку, отвечать на ту же масть.
  • Интервенция – назначение одного из игроков, сделанное после того, как противники открыли торговлю.
  • Инфузорка – условная карта в игре "Безик".
К
  • Казна – при игре в 21 (Очко) комбинация карт, дающих в сумме 17 очков у банкира. В этом случае банкир не имеет права прикупать карту – «казна не велит».
  • Канаста - комбинация, которая содержит не менее семи карт с минимум четырьмя натуральными картами.
  • Капотпикетный термин. Означает взять все 12 взяток, не давая противнику ни одной.
  • Каре – четыре карты одного номинала, например 4 туза.
  • Карт-бланш (белые карты) – в Пикете положение, при котором у игрока нет ни одной карты, не вошедшей в счет или рука без фигур.
  • Китти - банк, в который вносятся штрафы.
  • Картинки – туз, король, дама, валет.
  • Квинта – пять одномастных карт, идущих подряд.
  • Козырь – главенствующая масть в колоде в данной игре. Игра без назначения козыря носит название бескозырной.
  • Козырять - ходить с козыря.
  • Колер – последовательность карт одной масти.
  • Колода – 1) полная колода состоит из 52 карт (начиная с двоек); 2) средняя колода состоит из 36 карт (начиная с шестерок); 3) пикетная или преферансовая колода состоит из 32 карт (начиная с семерок).
  • Комбинация - группа зачетных карт.
  • Комплекткомбинация из 3 карт одного ранга в игре "можно".
  • Кон – середина стола, на которую игроки кладут ставки или одна из игр партии.
  • Конвенция - комбинация, имеющая дополнительную цену.
  • Консоляция – плата, получаемая сдатчиком при игре вчетвером, за каждый поставленный ремиз игрока, взявшего прикуп. Консоляция также записывается и вистующими игроками за обремизившимися.
  • Контракт – обязательство линии разыгрывающего выиграть в названной деноминации количество декларированных взяток.
  • Король - вторая по старшинству карта. На фигурных изображениях обозначается буквой К.
  • Коронка – группа карт, идущая подряд в одной масти от туза, числом не менее 3, т.е. туз, король, дама, валет.
  • Короткая масть – две, три карты одной масти.
  • Кортель – три карты одной масти.
  • Котел – особый род преферанса.
  • Крапом (рубашкой) вверх - внешней стороной карт вверх.
  • Крапом вниз - внешней стороной карт вниз.
  • Крест – распасовочный знак в игре Винт.
  • Криб – сброшенные карты в игре "криббедж".
  • Курочка – старое название горы в преферансе, место записи штрафов.
  • Кюбид (контрактный бридж) - систематическая демонстрация контроля над определенной мастью, особенно при наличии туза или при отсутствии данной масти.
Л
  • Леве – каждая взятка в Висте, взятая сверх законных шести.
  • Лишний козырь – иметь на руках одного или несколько последних козырей, когда все остальные уже вышли.
  • Лоб – первая карта в колоде банкомета.
  • Лове – выражение, употребляемое в Сите и означающие отсутствие карт на руках.
М
  • Магазин – часть колоды (талон), используемая в качестве вспомогательной.
  • Мажор – карты одной масти, идущие подряд.
  • Маз – в банковой игре прибавка (примазка) в ставке.
  • Маленькая – младшая карта в сильной масти или в паре карт.
  • Мальчик – одно из названий валета в некоторых карточных играх, иногда его называют малец.
  • Малый шлем - выигрыш одной стороной двенадцати взяток.
  • Маневры – специальные приемы розыгрыша масти.
  • Марка – снос, поощряющий продолжение этой масти.
  • Маркеры - карты для учета результатов, которые по номиналу стоят ниже карт, используемых в игре.
  • Марьяж – 1) король и дама одной масти; 2) название одной из игр.
  • Масть – пики, трефы, бубны, червы. В полной колоде масть насчитывает 13 карт, в средней – 9, в пикетной – 8 карт.
  • Мельница – тип розыгрыша в Преферансе.
  • Мизер – в ряде игр обязательство одного из игроков не взять ни одной взятки в данной сдаче.
  • Мисфит – сочетание карт в мастях партнеров, при котором ни в одной из мастей у них нет в общей сложности восьми карт.
  • Молчанка – игрок, не в очередь сдавший назначение или взявший себе большее количество карт, лишается права на переговоры.
Н
  • Наветт – манера играть, когда у двух партнеров ренонсы, то ходят в ту масть, которой нет у противника и, таким образом, подводят под перекрестный огонь.
  • Надбитка – перекрывание козыря противника своим козырем при побочной масти.
  • Назначение – объявление в Висте своей масти, верхних взяток в проходной масти и тузов. В Винте – назначение своей игры.
  • Настольная карта – всякая карта, случайно открытая во время сдачи кем-либо из партнеров, кроме сдающего, или после сдачи, или во время разыгрывания. Остается открытой до определенного игрового момента на столе.
  • Натуральные картыкомбинация без джокерных карт
  • Натуральная заявка – назначение, показывающее минимум четыре карты в масти.
  • Неделимая гора – понятие из игры Гусарик. О том, что гора будет неделимой, игроки договариваются заранее.
  • Нисходящая линия – король, дама, валет и т.д.
  • Нокер (нок-покер) - игрок, постучавший по столу.
  • Нулевая заявка - 1) контракт на проигрыш всех взяток при бескозырной игре; 2) обязательство не брать выигрышных взяток или очков.
О
  • Обязательная игра - игра, в которой нельзя пасовать.
  • Одиночка (канаста) - игрок, который первым берет стопку сброса. Два остальных игрока играют против него в паре.
  • Окончание – в Винте и Висте сторона, первая заканчивающая партию или роббер, приписывает своему счету очки за окончание.
  • Онеры – в козырной масти пять старших карт – туз, король, дама, валет и десятка (термин используется в Винте, Висте).
  • Откладка (рамми) - добавление очередным игроком одной или нескольких карт из своей руки к любой парной комбинации на столе.
  • Отмена (червы с отменой) - взаимопогашение двух сходных карт в одной взятке так, что ни одна из них не выигрывает взятку.
  • Открытая карта – случайно открытая при раздаче или в процессе игры, остается на столе и используется по установленным в игре правилам.
  • Отходить – забрать свои взятки в сильной масти или игре.
  • Очки – стоимости карт двойки – 2 очка, тройки – 3 и т.д. В разных играх фигуры ценятся по – разному. Туз может быть равен 1 очку или 11.
П
  • Пара - 1) две карты в одном номинале; 2) партнерство из двух игроков.
  • Партия – в Винте, Висте и Бридже – половина роббера, 500 очков, записанных одной стороной.
  • Партнеры – пара игроков в парной игре; в Винте играющие той стороны, которая сделала назначение.
  • Пас – 1) объявление игрока о нежелании делать заявку, ставку или участвовать в розыгрыше данной сдачи; 2) в игре червы - передача игроком трех своих карт соседу справа; 3) в Винте отказ от назначения масти в свою очередь.
  • Переговоры – выражение в Винте, включающее назначение, показывание и поддержку в мастях играющими в порядке очереди.
  • Пересдача – сдача во второй или третий раз из-за некоторых не соблюдений правил или по иным недоразумениям
  • Перетемнить - идти в темную после предшествующих игроков, которые также шли в темную.
  • Период ставок (покер) - период времени, в течение которого игрок может сделать ставку или выйти из игры.
  • Повторение (покер) - ставка, величина которой равна последней ставке предыдущего игрока.
  • Подвинуть – усилить назначение своего товарища.
  • Поддержка – выражение в Винте, когда один назначает, объявляет, самостоятельную игру, другой, учитывая свои карты, повышает, взвинчивает игру.
  • Подрезать – значит снять карту из другой колоды.
  • Под чертой (бридж) - место в таблице подсчета очков, куда заносятся очки за взятки.
  • Понтер – играющий в азартной игре против банкомета.
  • Поэн – то, что выигрывается взятками или онерами. Десять поэнов составляют партию.
  • Похороны - помещение карт в середину колоды или в сброс.
  • Предел банка (покер) - максимальная величина, на которую игрок может увеличить предыдущую ставку.
  • Приглашение – термин, используемый в Преферансе. Вистующий игрок приглашает пасовавшего партнера к игре, принимая все последствия на себя. Приглашение может быть сделано как в открытую (с открытыми картами), так и в темную.
  • Прорезывать – значит, будучи во второй или в третьей руке, положить из своих карт не старшую, а вторую по старшинству карт, т.е. пропустить карту противника.
  • Проход (покер) - 1) желание игрока остаться в банке, не делая ставок; 2) номинальная ставка.
  • Проходная масть – в Винте масть, которую игрок показывает своему партнеру, но играть с ней не может из – за ее слабости (малое количество карт).
  • Пулька - партия Преферанса.
Р
  • Раскрытие (покер) - показ всех действующих рук для определения игрока, выигравшего банк.
  • Распасовка – 1) особый вид розыгрыша в Преферансе; 2) в Винте, когда все игроки сказали «пас», карты бросают и ставят в записи знак «х», называющийся крестом.
  • Реверси – старинная карточная игра, в которой выигрывает тот, кто берет наименьшее количество взяток.
  • Резание, Резка (прорезка) – прием в розыгрыше, когда игрок кладет не высшую карту масти, в которую пошел один из игроков, а среднюю из имеющихся на руках.
  • Резерв - несданная часть колоды, предназначенная для дальнейшего использования в розыгрыше данной сдачи.
  • Ремиз – набор установленного числа взяток в некоторых карточных играх – штраф за этот недобор.
  • Ремизить – заставлять кого-либо проиграть в карточной игре вследствие ремиза, т.е. недобора установленного количества взяток.
  • Ремизиться – проигрывать в карты вследствие ремиза, т. е. недобора взяток.
  • Ренонс – 1) отсутствие какой-либо масти; одна карта в масти – неполный ренонс; 2) снос по ошибке карты другой масти или козыря.
  • Роббер – состоит из двух выигранных партий. В Винте, Висте и Бридже – полная игра, состоящая из двух партий (две взятки подряд или через одну партию).
  • Розыгрыш – это собственно игра, борьба за взятки, происходящая после переговоров.
  • Ромбус – опрокидывать крапом вниз ту часть карт, которая снята.
  • Ротация - переход очереди сдавать или получать карты, а также делать ход. Чаще производится по часовой стрелке.
  • Рука – 1) карты на руке; 2) очередность хода при взятии взятки; первая рука – заходящий, вторая рука – сидящий слева от него, третья рука – партнер заходящего, четвертая рука – партнер справа от заходящего (пример по третьей руке – когда игрок кладет третью карту на взятку).
С
  • Сам-друг - две карты какой-либо масти.
  • Сам-пят - 5 карт одной масти и т.д.
  • Сам-третей - три карты какой-либо масти.
  • Самостоятельное назначение – выражение, означающее в Винте, что игрок один, без помощи партнера, назначает игру.
  • Сброс - 1) откладка лишних карт в обмен на карты из резерва; 2) ход картой в простой масти, не соответствующей масти захода.
  • Свободная карта - карта, которой владельцем может быть назначена любая масть или номинал, т. е. ранг.
  • Сдатчик, сдающий – игрок, раздающий карты.
  • Сделать ренонс – сбросить карту не той масти, с которой сделан ход, или положить козыря, имея на руках карту этой масти.
  • Секвенция – 1) три карты в одной масти с возрастанием по номиналу (например, 6, 7, 8); 2) в рамми такие карты идут в одной масти.
  • Секст-Мажор – туз, король, дама, валет, десятка и девятка.
  • Синглтон – в Винте, Висте и Бридже одна карта какой-либо масти (бланка).
  • Скрытая рука (канаста) - рука, все карты которой обеспечивают показ комбинаций, включая, по меньшей мере, одну канасту, без объявления предшествующей комбинации и без предварительного дополнения комбинаций партнера своими картами.
  • Сносить – сбрасывать с рук карты.
  • Сомнительная взятка – взятка, которая зависит от расклада карт у игроков и последовательности ходов при розыгрыше.
  • Ставка – взнос известной суммы на кон или на карту.
  • Стрэдл - 1) повышение обязательной ставки или взноса предыдущего игрока; 2) повышение стрэдла предыдущего игрока путем удвоения.
  • Стук - 1) (рамми) сигнал об окончании розыгрыша сдачи; 2) (покер) сигнал о нежелании снимать колоду или делать ставку.
Т
  • Талия – в банковых азартных играх то же, самое, что партия.
  • Талон – прикуп, часть колоды.
  • Тасовать - перемешивать карты. Каждый игрок может тасовать карты только один раз. Право последней тасовки принадлежит сдающему.
  • Темная – объявление игры без просматривания своих карт.
  • Терц – Три карты одной масти подряд.
  • Торговля – в Преферансе, Бридже и ряде других игр поочередное назначение игроками мастей и количества взяток. В Преферансе прикуп остается за тем, кто назначит в результате торговли наивысшую игру.
  • Тройка - три карты одного номинала (например, три туза и т. д.).
  • Тур - один круг переговоров в Винте.
У
Ф
  • Фазер – обменять колоду, которую нужно сдавать, на колоду противников. Это вообще-то делать запрещается в Висте, если только не сговариваясь заранее.
  • Фигура – пять старших карт одной масти: туз, король, дама, валет и десятка. В некоторых играх десятка фигурой не считается. В Винте и Висте они считаются онерами.
  • Финесс – тонкости игра, которые заключаются в том, чтобы приобрести выгоду хитростью своей игры.
  • Форсировать – угадать, какой масти нет у противника и ходить с нее, чтобы вызвать козыря.
  • Фоски - маленькие карты, от двойки до восьмерки.
  • Франкированная мастьмасть, которая находится на руках только одного игрока.
Ш

Смотреть еще словарь шулерских терминов